Художник Федор Ширяев родился 28 июня 1964 г. в г. Кирове в год дракона по восточному календарю, влияние планет одарило его натуру яркостью, быстротой, коммуникабельностью. С детства Федор тянулся к постижению нового, любил читать, слушать музыку.
Окончил тех. училище № 19 по специальности "художник-оформитель-витражист" (1984), работал художником в газете "Вятский Наблюдатель", где развивал свой талант художника-графика. В 1997 г. посетил своего одноклассника и друга, который жил в большом творческом сквоте (тогда это называлось "Капитальный ремонт"), прожив около месяца среди арт-сообщества питерского андеграунда, общался и посещал мастерские известных питерских авангардных художников Маслова, Инала Савченкова, Боба Кошелохова, Евгения Козлова. Художникам тогда было свойственно пренебрежение качеством материалов и стилистической однородностью, что уже тогда сближало их с ранними футуристами.
В 2000 г. учился на курсе «Новые художественные стратегии» ИПСИ Института проблем современного искусства в г. Москва прошел обучение, смотрел выставки современных художников, прослушал курс лекций профессора искусствоведа О. В. Аронсона, где получил масштабные знания о современном искусстве и культуре.
В Москве художник обретает новые возможности, заинтересованных покупателей, объединившись со своей женой искусствоведом Еленой Ольховой, активно подключившейся к продвижению автора, выставляется в московских галереях в коллективных выставках совместно с молодыми нонконформистскими художниками того времени. Теперь Ширяев создает серии работ в своем уникальном и вполне узнаваемом стиле. Работы Фёдора Ширяева того времени можно отнести к направлению «Новые дикие» или «Новые фовисты» — течение немецкого постмодернизма в живописи.
Течение возникло на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, напоминающее о фовистах (Матисс, Пикассо), как «старых диких»). Импульсивные и эмоциональные работы Ширяева, порой с эротическим флером, теперь новый стиль его самовыражения, противостоящий концептуальному искусству и реализму.
Живопись, графика и скульптура малых форм вот три направления, в которых работает автор, обычно сохраняя фигуративность, его работы отличаются своеобразным «варварским лиризмом» (близким новейшим течениям рок и поп-музыки), включает массу загадочных знаков, символов, модернистского кубизма, нередко отправляет нас к стилю граффити.
Дистанцируясь от концептуализма, Ширяев тяготеет к фигуративности, цвету, экспрессивности, спонтанным методам создания произведений, апеллируют к фовизму, живописи Анри Матисса, Жана Метценже. Другие творческие источники — многообразные формы современной субкультуры.
В России движение «Новых диких» возникло во времена горбачевской перестройки в 1980–1990-х годах в г. Ленинграде. Одной из его первых акций стала организация выставки «Объект 0» в 1982 г., под руководством Тимура Новикова, объединившей произведения молодых художников, как новый взгляд на искусство живописцев старшего поколения, соответствующий постмодернистской установке на творческое освоение художественного наследия прошлого.
Тематика картин
В 2000е Федор изменяет свою постмодернистскую манеру, приходит к новой, как он сам выражается, психоделической живописи, теперь эротический контекст из произведений уходит и появляются сюжеты, отправляющие к жанру комикса, главным героем которых предстает смешной поросенок Берсерк, мыши, котики, птички в необычных жанровых сценках, то празднующие новый год /серии графики, выполненной для новогодних открыток/, то совершающие всяческие шалости. Работы покрывают часто этнические психоделические орнаменты, сдобренные символикой викингов, мухоморами, африканскими мотивами.
Коты, пожалуй, самые излюбленные персонажи Ширяевских картин, то грустные и потерянные, то хищные и озорные, они словно следуют за настроением художника и его мироощущением.
Мы можем уверенно сказать, Федор Ширяев, вятский художник-нонконформист, своими произведениями обогащал палитру вятского авангардного искусства и внес обновление художественного видения в духе новой фигуративности, порой посредством эстетического шока, ради выхода из привычного традиционного восприятия живописи и привычного зрительского взгляда на картину.
Без вести пропал в 2022 году.
Время проведения выставки: 28 ноября 13 января 2025 г.
Возрастные ограничения: 16+
Входной билет:
200 р. льготный (школьники, студенты, пенсионеры),
300 р. взрослый.
Центр современного искусства «Галерея Прогресса»
Киров (Вятка), ул. Горького, 5
Тел.: +7 (8332) 405-504
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.